Фото: rus. team
— Откуда мы знаем о математике египтян и валилонян? У нас есть, конечно, греческие источники, но они настолько смешивают реальность и легенду, что каждый читатель должен сам как-то восстановить своё понимание реальности, и надо сказать что главное и основное — это тексты. Это папирусы, если речь идёт о египтянах, и таблички в случае вавилонян. Эти тексты расшифрованы и прочитаны. Есть разногласия в чтении, но давайте вынесем это за скобки. Всегда, когда читаешь древний текст с сегодняшней позиции, есть опасения «вчитать» в текст то, что ты, читатель, знаешь, но знал ли это автор — непонятно.
— При этом нужно понимать, что огромное количество данных хранилось в Александрийской библиотеке. Она была сопоставима с объемом библиотек XIX века. Только в XIX веке библиотеки вернулись к таким объёмам знаний. Это была огромная сумма знания, от которой, к сожалению, до нас почти ничего не дошло. Поэтому мы знаем древние тексты из каких-то полулегендарных преданий или вовсе не знаем, или знаем в тенденциозном изложении, потому что каждый переизлагающий определяет своё собственное отношение к излагаемому материалу, и мы получаем не зеркало, а кривое зеркало.
— Последний пример — это поразительное пророчество Евклида о Лобачевском. Это звучит очень натянуто, но, тем не менее, история науки полностью оправдывает мои слова. Хорошо известно, что у Евклида есть так называемая аксиома и так называемый постулат. Эти постулаты в основном чрезвычайно интуитивно ясны, вроде того, что все прямые углы равны, или, что через одну точку можно провести только одну прямую. Есть четыре постулата и пятый — параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. Этот постулат чрезвычайно тонок уже тем, что в нём используется бесконечность, потому что все остальные утверждения вполне конечные. Это бесконечный постулат.