Истории о великих математиках

«В 26 лет Сергей Львович был избран членкором Академии наук, а в 30 лет — академиком»

Сергей Львович Соболев

(1908−1989)


Академик, профессор, один из основателей Сибирского отделения Академии наук и создателей ядерной бомбы.


О гусях


Отрочество и молодость Сергея Соболева были бурными. Эвакуация в Харьков во время Гражданской войны, возвращение в Петроград, окончание экстерном школы, занятия в музыкальной студии (где познако­мился с будущей женой Ариадной Дмитриевной), увлечение математикой. Школу Сергей окончил в 15 лет и поступить в университет не смог по двум причинам. Первая — «неправильное» социальное происхождение (разночинное дворянство), вторая — малолетство. Соболев решил, что окончит музыкальное училище и продолжит карьеру музыканта. Учительница из школы, где он учился последние выпускные полгода, встретив Сергея на улице и узнав, что он собирается стать музыкантом, сказала: «Если ты не будешь заниматься математикой, я при следующей встрече тебе руки не подам». Сергей понял, что судьба его определилась и надо решать проблему поступления. В анкете при­шлось написать, что, находясь в эвакуации, он пас гусей, а второе препятствие исчезло само собой, когда мать, которая была медиком, то есть специалистом, нужным советской власти, получила «путевку в вуз» для сына. В те годы не было вступительных экзаменов — требовалась путевка с места работы родителей.


О первой научной работе


Сергей Соболев в молодости. Ленинград, 1930-е годы © Институт математики им. С. Л. Соболева

Будучи на втором курсе, Сергей слушал лекции профессора Николая Макси­мовича Гюнтера. Речь шла о математической теории потенциала. Соболев не понял одну из теорем, засомневавшись в ее точности. После лекции он подошел к профессору и сказал, что не понял теорему. Гюнтер ответил: «Молодой человек, от кого угодно ждал такого вопроса, но не от вас! Сядьте и разберитесь». Соболев вернулся домой, разобрался в теореме, понял, что она действительно неверна, и построил контрпример. Перед следующей лекцией он показал этот пример Гюнтеру. Николай Максимович отменил лекцию и сел разбираться. Он был шокирован: пример оказался точным и правильным, а теорема — неверной. Гюнтер попросил Соболева написать заметку и пред­ставил ее в журнал «Доклады Академии наук». Так вышла первая печатная работа молодого Сергея, был он в самом начале своей выдающейся научной карьеры…

О выбитой двери


Академик Сергей Соболев выступает на кафедре новосибирского Академгородка. 1972 год © РИА «Новости»

Однажды Сергей Львович сидел у себя в кабинете в Курчатовском институте. В этот кабинет вели огромные, тяжеленные дубовые двери с массивными замками — такие типичные входные двери, как в главное здание МГУ. Сергей Львович занимался оборонными задачами, применяя новые подходы, связан­ные с обобщенными решениями. И вдруг раздался стук в дверь: оказалось, что это человек из первого отдела с каким-то вопросом. А первый отдел — это отдел НКВД в учреждении, следивший за работой ученых. И вот замок закли­нило. Сергей Львович понял, что, если он сейчас не откроет дверь, последствия будут ужасные — вплоть до того, что могут и отстранить от работы, и поса­дить. Поэтому он разбежался — а он был большого роста, крупный, мощный, с мышцами — и высадил эту дубовую дверь вместе с петлями. При этом он сломал ключицу, его отправили лечиться. Так у него появилась возмож­ность спокойно сесть и написать книгу «Некоторые применения функцио­нального анализа в математической физике», обобщив свои новые подходы.

О лекции на открытии МГУ


1 сентября 1953 года первую лекцию на открытии главного здания на Ленин­ских горах читал Соболев. Он вошел в аудиторию и сразу начал лекцию — даже никаких вводных слов. Студенты удивились: обычно сначала хоть какие-то вводные слова говорятся — какой курс, о чем, что будет. А он сразу написал уравнение.

О работе в атомном проекте


Академик Академии наук СССР, математик Сергей Соболев (справа на втором плане) с аспирантами. 1958 год © Лев Портер / ТАСС

Сергей Львович был выдающимся математиком, очень честным человеком, потрясающим отцом и дедом, интересным преподавателем. Можно перечис­лять еще много свойств, качеств и заслуг, но я хочу заострить внимание на одном. В 26 лет Сергей Львович был избран членом-корреспондентом Академии наук, а в 30 лет — академиком. Потому что в этот момент он создал совершенно революционную новую теорию — теорию обобщенных решений дифференциальных уравнений. Окончив вуз, он попал по распределению в Сейсмологический институт. Ему была поставлена задача выяснить, каким образом можно предсказывать землетрясения. Эту задачу он сначала сфор­мулировал математически, а потом придумал метод и решил — сейсмологи до сих пор пользуются формулами, которые он тогда вывел. Аналогичные подходы он использовал, занимаясь в ядерном проекте — разработкой атомной бомбы, расчетом структуры атомного реактора, упрощением и удешевлением обога­щения урана. Он был первым заместителем Курчатова по науке и курировал в атомном проекте всю математику. На основе его обобщенной теории стро­ятся мосты, космические корабли и вообще рассчитывается все, что движется, включая тайфуны и вихри в атмосфере.

О трех этапах



Сергей Соболев. 1970-е годы © Изображение предоставлено Григорием Чечкиным

Его жизнь делится на три этапа. Первые 25 лет он жил в Петербурге, а потом Ленинграде, учился на матмехе Ленинградского университета и работал в Сейсмологическом институте. Потом он перешел в Институт Стеклова. Вторые 25 лет он провел в Москве и там работал тоже в Институте Стеклова, МГУ и Институте Курчатова, который тогда назывался Лабораторией № 2. С Московским университетом судьба Соболева связана необычным образом. Он работал на кафедре дифференциальных уравнений под руководством Петровского. Вместе с Петровским и Андреем Николаевичем Тихоновым, одним из величайших наших математиков, он вел семинар мирового уровня. А потом в какой-то момент Петровский предложил Сергею Львовичу возглавить кафедру вычислительной математики. Параллельно он как раз разрабатывал атомный проект, занимаясь численными расчетами. Тогда только создавались компьютеры, и, по сути, Соболев стоял у истоков, готовя для них программное обеспечение. И нужна была кафедра, которая гото­вила бы специалистов. Соболев согласился на пред­ложение Петровского и вывел эту кафедру на мировой уровень: потом из нее вырос факультет вычислительной математики и кибернетики. И наконец, последние 25 лет жизни он провел в Новосибирске, став одним из органи­заторов Сибирского отделения Академии наук.