Новости НОМЦ ПФО

Форум по математическому образованию IFME–2023 собрал около 300 участников

С#nbsp;27#nbsp;марта по#nbsp;1#nbsp;апреля в#nbsp;Казанском федеральном университете прошел#nbsp;IV Международный форум по#nbsp;математическому образованию, IFME-2023.

Организаторами форума выступили Институт математики и#nbsp;механики им.#nbsp;Н.#nbsp;И.#nbsp;Лобачевского, Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа.

Открытие форума состоялось при участии первого проректора#nbsp;— проректора по#nbsp;научной деятельности КФУ Дмитрия Таюрского, заместителя директора по#nbsp;научной деятельности Института математики и#nbsp;механики им.#nbsp;Н.#nbsp;И.#nbsp;Лобачевского Булата Тазюкова и#nbsp;других.

В#nbsp;своем приветствии Д. Таюрский отметил, что проведение мероприятия дает возможность обсудить актуальные современные проблемы. Рассматривая вопросы цифровизации, Дмитрий Альбертович подчеркнул значимость математического образования.

«Математика#nbsp;— одна из#nbsp;дисциплин, когда изучаются не#nbsp;только факты, но#nbsp;и#nbsp;запускаются мыслительные процессы»,#nbsp;— отметил он.

В#nbsp;рамках форума состоялись XII Международная конференция «Математическое образование в#nbsp;школе и#nbsp;вузе (MathEdu)»; международная конференция «Информационные технологии в#nbsp;образовании и#nbsp;науке (ИТОН)»; круглый стол совместно с#nbsp;III International workshop Digital Technologies for Teaching and Learning (DTTL) на#nbsp;тему: «Искусственный интеллект в#nbsp;сфере образования» и#nbsp;многое другое. Мероприятия форума проходили в#nbsp;смешанном, очно-дистанционном формате на#nbsp;площадке#nbsp;MS Teams.

«В#nbsp;работе форума приняли участие ведущие ученые из#nbsp;крупных образовательных и#nbsp;научных центров нашей страны и#nbsp;зарубежья, педагоги школ республики, студенты и#nbsp;аспиранты. Это более 300 участников из#nbsp;городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Симферополя, Сыктывкара, Томска, Тулы, Ульяновска, районов Республики Татарстан, а#nbsp;также участники из#nbsp;Беларуси, Узбекистана и#nbsp;Казахстана»,#nbsp;— констатировала заведующий кафедрой теории и#nbsp;технологий преподавания математики и#nbsp;информатики ИМиМ Лилиана Шакирова.

Ключевыми спикерами первого пленарного заседания стали: профессор департамента информатики, управления и#nbsp;технологий Московского городского педагогического университета Сергей Григорьев, доцент кафедры прикладной математики и#nbsp;информатики Пермского государственного национального исследовательского университета, декан механико-математического факультета Андрей Кузнецов, заведующий кафедрой эконометрики и#nbsp;математических методов экономики Алексей Курбацкий и#nbsp;другие.

На#nbsp;втором пленарном заседании, состоявшемся 29#nbsp;марта, ключевыми докладчиками стали профессор департамента информатизации образования МГПУ Вадим Гриншкун, профессор РГПУ Татьяна Носкова.

Насыщенным было и#nbsp;третье пленарное заседание, которое состоялось 30#nbsp;марта.

31#nbsp;марта в#nbsp;рамках конференции состоялся круглый стол совместно с#nbsp;III International workshop Digital Technologies for Teaching and Learning (DTTL) на#nbsp;тему: «Искусственный интеллект в#nbsp;сфере образования». Модератором выступил С. Григорьев.

«Наряду с#nbsp;нейросетями существует нисходящий подход#nbsp;— это математическая логика, описание математическими методами реально действующих процессов, которые в#nbsp;отличие от#nbsp;нейросетей ошибок не#nbsp;дают. Если мы#nbsp;можем описать какой-то процесс с#nbsp;помощью предикатов первого порядка, то#nbsp;можно решить любую задачу»,#nbsp;— считает ученый.

Говоря о#nbsp;самом форуме, он#nbsp;отметил важность развития, расширения географии.

«Мы#nbsp;должны развиваться. Постараемся интегрировать Индию и#nbsp;Китай. Есть идея сделать сборник, который будет индексироваться не#nbsp;только в#nbsp;РИНЦ, но и#nbsp;в#nbsp;CNKI»,#nbsp;— поделился планами Григорьев.

В#nbsp;режиме онлайн с#nbsp;докладом на#nbsp;тему «Искусственный интеллект и#nbsp;образование» выступил профессор кафедры прикладной математики и#nbsp;информатики Пермского университета Леонид Ясницкий.

Свое выступление ученый начал с#nbsp;истории искусственного интеллекта, а#nbsp;именно с#nbsp;1973 года, когда, по#nbsp;его словам, ИИ#nbsp;считали лженаукой, соответственно, никакого преподавания не#nbsp;было.

Выступающий упомянул математика и#nbsp;логика Раймунда Луллия, который в#nbsp;XIII веке создал первый прибор для#nbsp;механизации процесса логического вывода. Луллий пользовался популярностью, создал так называемые «курсы повышения квалификации».

Также были упомянуты труды математика и#nbsp;изобретателя Афанасия Кирхера.

Всплеск искусственного интеллекта наступил в#nbsp;середине 20-х годов#nbsp;ХХ в. Персептрон Розенблатта занимает особое место в#nbsp;истории нейронных сетей и#nbsp;искусственного интеллекта. Персептрон представляет собой линейный классификатор, то#nbsp;есть алгоритм, который классифицирует объект путем разделения двух категорий прямой.

Пионером в#nbsp;области искусственного интеллекта был ученый Герберт Саймон. В#nbsp;1957 году Саймон предсказал, что компьютер превзойдет человека в#nbsp;игре в#nbsp;шахматы в#nbsp;течение десяти лет, хотя на#nbsp;самом деле этот переход занял около сорока лет.

Далее был представлен доклад, посвященный анализу современных подходов к#nbsp;подготовке специалистов в#nbsp;области анализа данных.

Конференция продолжилась 1 апреля XII Республиканским семинаром учителей «Новые вызовы в#nbsp;обучении математике и#nbsp;информатике в#nbsp;школе». После окончания конференции состоялось подведение ее итогов и#nbsp;вручение сертификатов участникам и#nbsp;благодарностей выступавшим на конференции.

Автор: Руфина Гималетдинова, фото: Алиса Черкасова, Екатерина Сальникова
2023-04-01 23:25