Мировые новости математики

Создатель дескриптивной теории функций

Фото: muzeemania.ru


Николай Николаевич Лузин, внук крепостного, родился 10#nbsp;декабря 1883 года в#nbsp;Томске в#nbsp;семье торгового служащего, происходившего из#nbsp;рода крепостных крестьян. Мать происходила от#nbsp;крестьянствовавших забайкальских бурят и#nbsp;была женщина болезненная, что отразилось на#nbsp;здоровье сына. Родители обеспечили ему хорошее домашнее воспитание и#nbsp;образование в#nbsp;соответствии с#nbsp;традициями своего сословия.


Учился он#nbsp;сначала в#nbsp;частной школе, а#nbsp;потом в#nbsp;губернской гимназии. Николай отличался большой пытливостью и#nbsp;живым воображением. В#nbsp;старших классах гимназии очень много читал, увлекался Жюль Верном, книгами по#nbsp;философии. Математику#nbsp;же он#nbsp;недолюбливал до#nbsp;окончания гимназии, так как совершенно не#nbsp;обладал механической памятью и#nbsp;не#nbsp;мог запомнить наизусть доказательства. Лишь занятия с#nbsp;репетитором, студентом Томского политехнического института, раскрыли перед ним математику как систему рассуждений.


После окончания Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузиным гимназии в#nbsp;1901 году отец продал своё дело и#nbsp;семья переехала в#nbsp;Москву, чтобы он#nbsp;продолжил образование. Понятно, что Лузин не#nbsp;собирался быть математиком. Он#nbsp;хотел стать инженером и#nbsp;для этого решил основательно изучить математику. С#nbsp;этой целью он#nbsp;в#nbsp;1901#nbsp;г.#nbsp;поступает на#nbsp;физико-математический факультет Московского университета.


Блестящие лекции по#nbsp;математике, по#nbsp;его словам, произвели на#nbsp;него чарующее впечатление, математика открылась ему совсем с#nbsp;другой стороны, как поле живого творчества. Он#nbsp;говорил: «Передо мной математика открылась не#nbsp;как законченная наука, а#nbsp;как наука творческая, с#nbsp;далями, полной заманчивой тайны». В#nbsp;этом заслуга профессоров Б.#nbsp;К.#nbsp;Млодзеевского, К.#nbsp;А.#nbsp;Андреева, Н.#nbsp;В.#nbsp;Бугаева.

Лузин быстро выдвинулся как талантливый студент. Был избран секретарём студенческого математического кружка, председателем которого был знаменитый механик Николай Егорович Жуковский. Но#nbsp;главным его учителем становится Дмитрий Фёдорович Егоров. В#nbsp;это время Лузин увлекается теорией функций действительного переменного, которая только начала проникать в#nbsp;Московский университет. Теорию функций он#nbsp;изучал под руководством Николая Васильевича Бугаева.

С#nbsp;глубоким уважением Лузин всегда отзывался о#nbsp;профессоре Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егорове, руководившем его научными занятиями.

В#nbsp;1905—1907 годы Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин испытывал тяжёлый душевный кризис, сомневался в#nbsp;сделанном выборе профессии и, по#nbsp;его собственным словам, помышлял о#nbsp;самоубийстве. В#nbsp;начале 1906 года Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров командирует Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина (вместе с В. В. Голубевым) в#nbsp;Париж, чтобы помочь ему преодолеть кризис. Жил он#nbsp;в#nbsp;это время очень скромно, в#nbsp;часы отдыха посещал музеи.

Контрасты парижской жизни угнетали молодого математика. Большую духовную помощь оказал ему близкий друг#nbsp;— религиозный философ Павел Александрович Флоренский, с#nbsp;которым они вместе учились на#nbsp;физико-математическом факультете Московского университета (отделение математических наук), и#nbsp;который тоже прошёл через кризис разочарования в#nbsp;науке. Сохранились также письма Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егорова, в#nbsp;которых он#nbsp;убеждает Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина не#nbsp;оставлять математику. В#nbsp;1906#nbsp;г. Лузин окончил университет. Постепенно он#nbsp;возвращается к#nbsp;избранной науке, с#nbsp;присущей ему страстностью увлекшись задачами теории чисел (1908 год). Но#nbsp;всё#nbsp;же, вернувшись в#nbsp;Россию, наряду с#nbsp;математикой он#nbsp;изучает медицину и#nbsp;теологию. В#nbsp;1908 году он#nbsp;сдал магистерские экзамены по#nbsp;математике и#nbsp;получил право преподавания в#nbsp;университете. Был принят на#nbsp;должность приват-доцента Московского университета и#nbsp;год занимался совместными исследованиями с Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоровым. В#nbsp;результате появилась совместная статья, положившая начало Московской школе теории функций.

В#nbsp;1907 году Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин женился на#nbsp;Надежде Михайловне Малыгиной, дочери старушки-вдовы врача, у#nbsp;которой он#nbsp;снимал комнату на#nbsp;Арбате.

В#nbsp;1910#nbsp;г. он#nbsp;отправился в#nbsp;научную командировку в#nbsp;Гёттинген, где работал под руководством Эдмунда Ландау. В#nbsp;1912 году он#nbsp;посетил Париж, участвовал в#nbsp;работе семинара Жака Адамара. В#nbsp;Сорбонне он#nbsp;слушал лекции Э. Бореля по#nbsp;теории целых функций, А. Пуанкаре о#nbsp;разложении функций в#nbsp;ряды, лекции других замечательных математиков. Лузин сблизился с Ш.#nbsp;Э.#nbsp;Пикаром, Э. Борелем, А. Лебегом, А.Данжуа. За#nbsp;границей он#nbsp;пробыл до#nbsp;1914#nbsp;г. Лекции в#nbsp;это время Лузин посещал мало, главным образом самостоятельно работал над проблемами теории функций. Работал самозабвенно, часто поздно восходящее зимнее солнце заставало его ещё за#nbsp;работой. С#nbsp;Лебегом, Борелем, Данжуа и#nbsp;др. математиками он#nbsp;общается уже не#nbsp;в#nbsp;качестве ученика, а#nbsp;как равноправный с#nbsp;ними учёный.

За#nbsp;период с#nbsp;1911 по#nbsp;1914#nbsp;г.г. он#nbsp;опубликовал 10 работ. Это были первоклассные труды по#nbsp;теории функций. Часть из#nbsp;них вошла впоследствии в#nbsp;его знаменитую диссертацию «Интеграл и#nbsp;тригонометрический ряд».

Первый значительный результат Лузина (1912) состоял в#nbsp;построении тригонометрического ряда, коэффициенты которого монотонно убывают и#nbsp;стремятся к#nbsp;нулю, но#nbsp;сам ряд почти всюду расходится. Этот пример опровергал предположение Пьера Фату (1906) и#nbsp;был совершенно неожиданным для большинства математиков.

В#nbsp;качестве приват-доцента Лузин с#nbsp;1914#nbsp;г. читал в#nbsp;Московском университете курсы аналитической геометрии и#nbsp;высшей алгебры. Читаемый им#nbsp;курс по#nbsp;теории функций действительного переменного и#nbsp;руководимый им#nbsp;научный семинар явились колыбелью московской математической школы.

В#nbsp;1915 году Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин закончил магистерскую диссертацию «Интеграл и#nbsp;тригонометрический ряд», которая разительно отличалась от#nbsp;обычных диссертаций и#nbsp;по#nbsp;уровню результатов, и#nbsp;по#nbsp;стилю. В#nbsp;каждом её#nbsp;разделе содержались новые проблемы и#nbsp;новые подходы к#nbsp;классическим задачам, ставились задачи с#nbsp;наброском доказательств, использовались обороты «мне кажется», «я#nbsp;уверен». Академик В.#nbsp;А.#nbsp;Стеклов сделал на#nbsp;полях много иронических пометок: «ему кажется, а#nbsp;мне не#nbsp;кажется», «геттингенская болтовня» и#nbsp;т.#nbsp;п. Однако, по#nbsp;словам М.#nbsp;А.#nbsp;Лаврентьева: «она стала нашей настольной книгой. При формировании школы Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина книга сыграла огромную роль». Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров представил магистерскую диссертацию Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина на#nbsp;учёный совет Московского университета как докторскую диссертацию по#nbsp;чистой математике. Защита прошла удачно. Произошёл редчайший случай: диссертанту была единогласно присуждена степень доктора.

Результаты Лузина, давно уже ставшие классическими, составляют основу современной теории функций. Но#nbsp;несравненно большее значение, чем сами результаты, имели развиваемые в#nbsp;них идеи и#nbsp;методы. Намеченная Лузиным программа исследований, определила на#nbsp;многие годы пути развития теории функций. Многие задачи ждут ещё своего разрешения.

Лузин стремился к#nbsp;максимальному проникновению в#nbsp;природу математического факта, стремился выяснить, в#nbsp;чём его механизм, почему происходит так, а#nbsp;не#nbsp;иначе. Для этого он#nbsp;изучал факт в#nbsp;наиболее общей его форме, отметая побочные обстоятельства. Для этой#nbsp;же цели он#nbsp;стремился придать ему максимальную наглядность и#nbsp;облекал его в#nbsp;форму, допускающую геометрическую интерпретацию, позволяющую «нарисовать картинку». Эти методы составили отличительную особенность московской математической школы.

С#nbsp;1917 года Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин становится профессором Московского университета.

Лузин был своеобразным лектором: он#nbsp;ставил на#nbsp;лекциях сложные вопросы, проблемы, высказывал гипотезы, заставлял аудиторию думать вместе с#nbsp;ним. Многие работы его учеников возникли из#nbsp;таких вопросов на#nbsp;лекциях. Лекция не#nbsp;прекращалась со#nbsp;звонком, продолжалась в#nbsp;коридоре или по#nbsp;дороге до#nbsp;его квартиры. Ученики Лузина часто собирались у#nbsp;него дома для обсуждения научных докладов или прочитанных статей.

Зимой 1920/21 учебного года Лузин читал лекции в#nbsp;валенках, в#nbsp;шубе с#nbsp;поднятым воротником и#nbsp;в#nbsp;меховой шапке.

Лекции Лузина запоминались на#nbsp;всю жизнь. Когда Лузин читал обязательные курсы, его лекции не#nbsp;имели прямого отношения к#nbsp;программе. Это был свободный разговор, большей частью экспромтом, на#nbsp;математические темы.

Обращение Лузина со#nbsp;студентами было очень уважительным. В#nbsp;его общении с#nbsp;любым студентом не#nbsp;было неравенства. Он#nbsp;давал студентам книги из#nbsp;личной библиотеки.
Лузин не#nbsp;готовился к#nbsp;лекциям. Доказывая теорему, он#nbsp;часто натыкался на#nbsp;препятствие и#nbsp;пробовал другой путь. Он#nbsp;видел свою задачу не#nbsp;в#nbsp;предъявлении готового доказательства, а#nbsp;в#nbsp;том, чтобы показать, как мыслит математик, как он#nbsp;ищет истину и#nbsp;преодолевает препятствия. В#nbsp;большинстве случаев он#nbsp;действительно решал вопрос, стоя у#nbsp;доски. Бывали случаи, когда он#nbsp;ошибался нарочно.

Лузин выдвинул принцип «расчленения трудностей»: если в#nbsp;каком-нибудь вопросе встречается несколько трудностей, то#nbsp;надо, чтобы они не#nbsp;навалились на#nbsp;учащегося сразу, надо их#nbsp;расчленить и#nbsp;преодолевать последовательно.

В#nbsp;1915 году в#nbsp;Москве оказался польский математик Вацлав Серпинский, интернированный из-за своего немецкого гражданства. Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров и Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин помогли ему выхлопотать разрешение на#nbsp;свободное проживание в#nbsp;Москве. В. Серпинский активно участвовал в#nbsp;создании Московской математической школы. Тесные контакты школ Лузина и#nbsp;Серпинского продолжались до#nbsp;середины 1930-х годов.

Лузин обладал даром вовлекать людей в#nbsp;научную работу. Среди его учеников были математики первой величины: М.#nbsp;Я.#nbsp;Суслин, Д.#nbsp;Е.#nbsp;Меньшов, П.#nbsp;С.#nbsp;Александров, П.#nbsp;С.#nbsp;Урысон, Н.#nbsp;К.#nbsp;Бари, А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогоров, П.#nbsp;С.#nbsp;Новиков, Л.#nbsp;С.#nbsp;Понтрягин, Л.#nbsp;В.#nbsp;Келдьш.

Первыми участниками Лузитании стали П.#nbsp;С.#nbsp;Александров, М.#nbsp;Я.#nbsp;Суслин, Д.#nbsp;Е.#nbsp;Меньшов, А.#nbsp;Я.#nbsp;Хинчин; несколько позже появились В.#nbsp;Н.#nbsp;Вениаминов, П.#nbsp;С.#nbsp;Урысон, А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогоров, В.#nbsp;В.#nbsp;Немыцкий, Н.#nbsp;К.#nbsp;Бари, С.#nbsp;С.#nbsp;Ковнер, В.#nbsp;И.#nbsp;Гливенко, Л.#nbsp;А.#nbsp;Люстерник, Л.#nbsp;Г.#nbsp;Шнирельман. Через несколько лет (1923—1924 годы) прибавилось третье поколение#nbsp;— П.#nbsp;С.#nbsp;Новиков, Л.#nbsp;В.#nbsp;Келдыш, Е.#nbsp;А.#nbsp;Селивановский. Одним последних к#nbsp;школе Лузина присоединился А.#nbsp;А.#nbsp;Ляпунов (1932 год). В#nbsp;это время Лузитании уже практически не#nbsp;было. Деятельность Лузитании была омрачена двумя неожиданными смертями: 21#nbsp;октября 1919 года от#nbsp;сыпного тифа в#nbsp;родном селе Красавка умер М.#nbsp;Я.#nbsp;Суслин, 17#nbsp;августа 1924 года утонул П.#nbsp;С.#nbsp;Урысон#nbsp;— «хранитель тайн Лузитании». В#nbsp;1931 году в#nbsp;ссылке в#nbsp;Казани умер Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров.

Школа Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина развивала самостоятельное мышление, способности по-новому ставить проблемы, разбивать их#nbsp;на#nbsp;новые задачи, искать обходные пути. Например, существовало негласное правило: если у#nbsp;аспиранта по#nbsp;теме экзамена есть самостоятельный результат, то#nbsp;спрашивают только по#nbsp;этому результату. «Мы#nbsp;все стремились вместо изучения толстой монографии 200—300 стр. (как правило, на#nbsp;иностранном языке) придумать новую постановку (обобщение) задачи»,#nbsp;— вспоминает М.#nbsp;А.#nbsp;Лаврентьев. Своего расцвета школа достигла в#nbsp;конце 1910-х#nbsp;— начале 1920-х годов и#nbsp;по#nbsp;праву заняла одно из#nbsp;ведущих мест в#nbsp;мировой науке.

Атмосфера творчества, мышления «здесь и#nbsp;сейчас», когда промежуточные ходы мысли не#nbsp;скрываются, а#nbsp;сам процесс мышления становится публичным и#nbsp;явленным для всех#nbsp;— такова была атмосфера «Лузитании» (так стала называться школа Лузина) в#nbsp;её#nbsp;лучшие годы. Атмосфера, смешанная с#nbsp;шуткой, элементами интеллектуального карнавала, научного театра, в#nbsp;котором все были актёрами, а#nbsp;первым из#nbsp;них был учитель. В#nbsp;своих воспоминаниях Л.#nbsp;А.#nbsp;Люстерник называет это «интеллектуальным озорством». Глубокое и#nbsp;неформальное уважение охраняло отношения к#nbsp;учителю от#nbsp;панибратства. Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин новичкам-лузитанцам говорил: «главный в#nbsp;нашем коллективе Егоров, окончательная оценка работы, открытия принадлежит Егорову».

В#nbsp;1928 году Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин выступил с#nbsp;пленарным докладом о#nbsp;своих результатах на#nbsp;VIII Всемирном математическом конгрессе. Кроме фундаментальных теорем в#nbsp;области дескриптивной теории множеств, в#nbsp;теории функций действительного и#nbsp;комплексного переменного, Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин получил важные и#nbsp;в#nbsp;определённом смысле неулучшаемые результаты в#nbsp;теории изгибания поверхностей.

Н. Н. Лузин#nbsp;— один из#nbsp;основных создателей дескриптивной теории множеств и#nbsp;функций. Его вклад чрезвычайно высоко оценивал Анри Лебег (создатель теории меры и#nbsp;интеграла Лебега), написавший предисловие к#nbsp;монографии Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина «Лекции об#nbsp;аналитических множествах и#nbsp;их#nbsp;применения», вышедшей в#nbsp;Париже в#nbsp;1930 году. В#nbsp;предисловии Лебег отмечает, что отправной точкой исследований, представленных в#nbsp;книге, послужила серьёзная ошибка, допущенная самим Лебегом в#nbsp;1905 году. В#nbsp;своём мемуаре Лебег утверждал, что проекция борелевского множества всегда является борелевским множеством. А#nbsp;Лузин с#nbsp;Суслиным показали, что это не#nbsp;так. Лебег выразил удовольствие, что его ошибка оказалась столь плодотворной.

Ученики Лузина с#nbsp;успехом применяли лузинские теоретико-функциональные метода в#nbsp;различных областях математики: П.#nbsp;С.#nbsp;Александров и П.#nbsp;С.#nbsp;Урысон#nbsp;— в#nbsp;топологии, А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогоров#nbsp;— в#nbsp;теории вероятностей, М.#nbsp;А.#nbsp;Лаврентьев#nbsp;— в#nbsp;теории функций комплексного переменного. Известный польский математик В. Серпинский в#nbsp;начале первой мировой войны жил в#nbsp;Москве и#nbsp;работал под руководством Лузина. Поэтому идеи Лузина стали ведущими и#nbsp;в#nbsp;Польше.

Его учениками были десятки, а#nbsp;слушателями#nbsp;— тысячи человек. Его влияние мо#nbsp;жно охарактеризовать словами знаменитого физика Л. Больцмана: «Если#nbsp;бы не#nbsp;было Шиллера, то#nbsp;не#nbsp;было#nbsp;бы и#nbsp;меня. То#nbsp;есть, был#nbsp;бы человек с#nbsp;такой бородой и#nbsp;формой носа, но#nbsp;это был#nbsp;бы не я».

В#nbsp;конце 20-ых годов московская математическая школа начинает играть выдающуюся роль в#nbsp;мировой математике. Лузин был избран действительным членом Краковский Академии наук, почётным членом Математических обществ в#nbsp;Калькутте, в#nbsp;Брюсселе.

С#nbsp;1930#nbsp;г.#nbsp;и до#nbsp;конца жизни академик Лузин заведовал отделом теории функций в#nbsp;институте им.#nbsp;Стеклова Академии наук.

Занимаясь в#nbsp;основном вопросами теории функций, Лузин, тем не#nbsp;менее, не#nbsp;был узким специалистом. Он#nbsp;превосходно владел и#nbsp;классическими методами, обращался к#nbsp;задачам прикладного характера. В#nbsp;30-ых годах он#nbsp;решил одну из#nbsp;трудных проблем дифференциальной геометрии, над которой математики работали, начиная с#nbsp;60-х годов девятнадцатого века.

На#nbsp;заключительном заседании 2-го Всесоюзного математического съезда, прошедшего в#nbsp;1930#nbsp;г.#nbsp;в Харькове, кто-то предложил послать приветственную телеграмму Сталину, что стало уже к#nbsp;тому времени обязательным ритуалом. Но#nbsp;председательствовавший на#nbsp;заседании Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров, твердый в#nbsp;своих убеждениях и#nbsp;бесстрашный, заявил, что считает это неуместным, поскольку наука не#nbsp;имеет ничего общего с#nbsp;политикой. Большинством голосов предложение было отклонено, и#nbsp;телеграмму не#nbsp;послали. Разумеется, об#nbsp;этом бунте сразу было доложено «наверх». В#nbsp;сентябре 1930 года Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егоров поплатился за#nbsp;духовную независимость и#nbsp;религиозные убеждения. Он#nbsp;был арестован по#nbsp;делу «катакомбной церкви», по#nbsp;которому оказался среди главных обвиняемых, а#nbsp;так как он#nbsp;был президентом Московского математического общества, над ММО нависла угроза разгона. После этого Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин уклонился от#nbsp;руководства Московским математическим обществом и#nbsp;покинул университет, чтобы не#nbsp;сталкиваться с#nbsp;«пролетарским студенчеством». Председателем Московского математического общества после Д.#nbsp;Ф.#nbsp;Егорова стал Эрнест Яромирович Кольман. Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина приютил академик Сергей Алексеевич Чаплыгин в#nbsp;ЦАГИ, кроме того, Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин оставался руководителем отдела теории функций в#nbsp;Физико-математическом институте им.#nbsp;В.#nbsp;А.#nbsp;Стеклова в#nbsp;Ленинграде. (Д.Ф. Егоров 10#nbsp;сентября 1931#nbsp;г.#nbsp;умер в#nbsp;тюремной больнице в#nbsp;Казани; его имя не#nbsp;было вычеркнуто из#nbsp;энциклопедий и#nbsp;книг по#nbsp;истории математики, в#nbsp;учебниках осталась знаменитая теорема Егорова, но#nbsp;в#nbsp;книгах и#nbsp;биографических справках, печатавшихся в#nbsp;Советском Союзе до#nbsp;краха тоталитарной системы, ни#nbsp;слова не#nbsp;было об#nbsp;аресте Егорова и#nbsp;последних месяцах его жизни.)

Внутри Лузитании серьёзные конфликты начались в#nbsp;1919 году. Смерть ученика Лузина М.#nbsp;Я.#nbsp;Суслина от#nbsp;тифа произошла в#nbsp;период его ссоры с#nbsp;учителем. Далее постепенно усиливались споры об#nbsp;авторстве результатов, опубликованных в#nbsp;совместных работах, о#nbsp;продвижении в#nbsp;Академию и#nbsp;др. После отставки и#nbsp;ареста Егорова в#nbsp;Московской математической школе произошла «культурная революция». Молодые математики (П. С. Александров, Л.#nbsp;А.#nbsp;Люстерник, Л.#nbsp;Г.#nbsp;Шнирельман, А.#nbsp;О.#nbsp;Гельфонд, Л.#nbsp;С.#nbsp;Понтрягин и#nbsp;др.) с#nbsp;помощью Э.#nbsp;Я.#nbsp;Кольмана захватили власть в#nbsp;Московском математическом обществе, они провозгласили программу реорганизации математики и#nbsp;«сближения с#nbsp;задачами социалистического строительства». Конфликт перерос академические границы, когда Кольман и#nbsp;антилузинская группа математиков стали использовать друг друга в#nbsp;борьбе за#nbsp;свои цели.

К#nbsp;лету 1936#nbsp;г.#nbsp;относится одна из#nbsp;самых трагичных страниц российской науки#nbsp;— «дело Лузина». Публичная официальная политическая травля Лузина была начата статьями в#nbsp;газете «Правда»: 2#nbsp;июля 1936 года «Ответ академику Н. Лузину» и#nbsp;3#nbsp;июля 1936 года «О#nbsp;врагах в#nbsp;советской маске». В#nbsp;ней Лузин был обвинён во#nbsp;всех мыслимых для учёного грехах и#nbsp;нарисован врагом, сочетающим «моральную нечистоплотность и#nbsp;научную недобросовестность с#nbsp;затаённой враждой, ненавистью ко#nbsp;всему советскому». Он#nbsp;печатает «якобы научные статьи», «не#nbsp;стесняется выдавать за#nbsp;свои достижения открытия своих учеников», он#nbsp;недалек от#nbsp;черносотенства, православия и#nbsp;самодержавия, «может быть, чуть-чуть фашистски модернизированных». Несмотря на#nbsp;анонимность статей, различные эксперты сходятся в#nbsp;том, что их#nbsp;автор#nbsp;— Э.#nbsp;Я.#nbsp;Кольман. Очевидно также обилие деталей, исходящих из#nbsp;ближайшего окружения Лузина. Судя по#nbsp;всему, кто-то из#nbsp;лузитанцев консультировал Кольмана. Современники в#nbsp;России и#nbsp;за#nbsp;рубежом связывали инспирирование атак на#nbsp;Лузина с#nbsp;именем П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова. Наука не#nbsp;прививает нравственность. Злодейство и#nbsp;гений вполне уживаются в#nbsp;различные моменты.

Часть учеников Лузина (П. С. Александров, А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогоров, А. Я. Хинчин) использовала ситуацию для сведения счётов по#nbsp;застарелым семейным лузитанским обидам и#nbsp;для борьбы за#nbsp;власть и#nbsp;влияние в#nbsp;математическом сообществе. Говорилось, что Лузин сам виноват во#nbsp;всех своих бедах, хотя#nbsp;бы отчасти. Ему приписывают такие черты, как театральность, двуличие, беспринципность, зависть к#nbsp;чужим успехам, плагиатство и#nbsp;склонность к#nbsp;интриганству. Человек с#nbsp;подобными изъянами личности не#nbsp;мог стать основателем «Лузитании»#nbsp;— самой успешной научной школы в#nbsp;математике. Поэтому бытует не#nbsp;лишенная оснований теория «двух Лузиных»#nbsp;— эпохи Лузитании и#nbsp;эпохи «дела Лузина».

Однако нападали на#nbsp;учителя не#nbsp;все его ученики. Например, М.#nbsp;А.#nbsp;Лаврентьев и П.#nbsp;С.#nbsp;Новиков уклонились от#nbsp;нападок, хотя их#nbsp;имена назывались П.#nbsp;С.#nbsp;Александровым среди тех, кого ограбил Лузин. Академик П.#nbsp;Л.#nbsp;Капица уже 6#nbsp;июля 1936 года направил В.#nbsp;М.#nbsp;Молотову гневное письмо: «Статья в#nbsp;„Правде“ меня озадачила, поразила и#nbsp;возмутила». Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин не#nbsp;был признан вредителем, несмотря на#nbsp;массу критических замечаний остался членом Академии (ему «давали возможность исправиться»), дело не#nbsp;переросло в#nbsp;судебное, он#nbsp;остался на#nbsp;свободе. По#nbsp;мнению некоторых историков на#nbsp;сей счёт последовало устное указание И.#nbsp;В.#nbsp;Сталина. Однако ярлык врага в#nbsp;советской маске Лузин носил 14 лет до#nbsp;самой смерти. Президиум, А#nbsp;Н#nbsp;СССР счёл возможным ограничиться предупреждением Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина.

Хлесткий и#nbsp;совершенно необъективный газетный отчет в#nbsp;«Правде» заканчивается констатацией: враг разоблачен, но#nbsp;не#nbsp;разоружился.

В#nbsp;полном противоречии с#nbsp;характеристикой поведения ученого на#nbsp;заседаниях комиссии находится собственноручное заявление Лузина в#nbsp;Президиум Академии наук СССР. Неизвестно, было#nbsp;ли оно передано по#nbsp;назначению. Текст не#nbsp;датирован, но#nbsp;из#nbsp;содержания явствует, что написан он#nbsp;в#nbsp;ходе встреч с#nbsp;комиссией. Приведем этот документ с#nbsp;незначительными пропусками.

В#nbsp;Президиум Академии наук

ак. Н. Н. Лузин

З А Я В Л Е Н И Е


Пережив сильнейшее нравственное потрясение после ряда статей в#nbsp;«Правде» и#nbsp;находясь на#nbsp;границе тяжелой нервной болезни, я#nbsp;к#nbsp;сожалению, в#nbsp;настоящий момент не#nbsp;имею возможности лично явиться в#nbsp;Президиум для дачи тех или иных объяснений по#nbsp;поводу брошенных мне обвинений. Поэтому я#nbsp;вынужден ограничиться в#nbsp;настоящий момент лишь этим письменным заявлением, которому прошу Президиум дать огласку.

1) Я#nbsp;категорически отрицал и#nbsp;отрицаю наличие малейшего злого умысла в#nbsp;моих отзывах. Имея блестящую плеяду учеников, из#nbsp;которых имена некоторых уже имеют громкую известность, я#nbsp;при выдвижении их#nbsp;в#nbsp;свое время также давал многочисленные отзывы, вполне соответствовавшие существу дела и#nbsp;цели. Я#nbsp;признаю наличие среди моих отзывов в#nbsp;отдельных случаях ошибочных и#nbsp;таких, которые были слишком мягки. Это я#nbsp;делал, имея в#nbsp;виду дать возможность развернуться лицу, относительного которого я#nbsp;сохранял надежды на#nbsp;его будущую работоспособность. Среди лиц, занявших преподавательские места, мне неизвестен случай, когда таковое лицо проявило#nbsp;бы преподавательскую беспомощность… Разумеется, я#nbsp;признаю в#nbsp;настоящий момент, когда кадры уже развернулись, недопустимость дальнейшего давания мягких отзывов.

2) Я#nbsp;категорически отрицаю умышленность печатания мною всех моих хороших работ за#nbsp;границей и#nbsp;плохих в#nbsp;СССР. Мною в#nbsp;СССР печатались преимущественно работы прикладного значения, о#nbsp;которых#nbsp;ак. Алексей Николаевич Крылов дал мне письменный отзыв как о#nbsp;блестящих. О#nbsp;других

моих работах, печатавшихся в#nbsp;СССР, следует запросить акад. С.#nbsp;А.#nbsp;Чаплыгина, так как они близко касаются его методов. В#nbsp;дальнейшем, ввиду принятых нашим правительством забот о#nbsp;печатании работ наших ученых на#nbsp;иностранных языках, обращение к#nbsp;загранице делается излишним, и#nbsp;я#nbsp;знаю, что печатание всех вообще научных работ необходимо выполнять в#nbsp;пределах СССР.

3) Я#nbsp;категорически отрицаю наличие какого-либо плагиата у#nbsp;моих учеников… Заимствование идей у#nbsp;моих учеников мне и#nbsp;чуждо и#nbsp;совершенно не#nbsp;нужно, так как мое научное имя получило широкую известность еще до#nbsp;того, как у#nbsp;меня появились ученики. С#nbsp;обвинением меня в#nbsp;плагиате я#nbsp;прошу лиц, делавших это голословно, выступить в#nbsp;научной печати на#nbsp;двух языках, мною будет дан исчерпывающий печатный ответ на#nbsp;это. Когда я#nbsp;работал с#nbsp;учеником, я#nbsp;ему давал не#nbsp;только тему, но#nbsp;часто еще изобретал и#nbsp;метод для ее#nbsp;разработки. И#nbsp;когда ученик кончал свою работу, я#nbsp;считал себя вправе продолжать работать этим методом.

Я#nbsp;крайне сожалею, что темы моим ученикам я#nbsp;часто давал в#nbsp;пределах моей личной работы и#nbsp;этим создавал переплетение идей… Я#nbsp;категорически отбрасываю приписываемые мне антисоветские настроения. Вся моя долгая

научная и#nbsp;педагогическая деятельность доказывает, что я#nbsp;все силы клал на#nbsp;развитие научной жизни нашей великой Родины. В#nbsp;настоящий момент для всех более чем ясно, что необходимо сделать выбор между ориентацией на#nbsp;научную жизнь за#nbsp;границей или на#nbsp;научную жизнь у#nbsp;нас. Мой выбор категорически и#nbsp;совершенно определенно сделан, и#nbsp;в#nbsp;этом не#nbsp;может быть никаких двух мнений: это полное обращение к#nbsp;советской научной жизни. И#nbsp;в#nbsp;этом отношении я#nbsp;уже дал категорические указания относительно печатания научных работ лишь в#nbsp;пределах СССР.

ак. Лузин


Постановление Президиума, где отмечалось, что Лузину принадлежит, быть может, первое место среди врагов советской науки и#nbsp;советской страны, что лузинщина ещё гнездится кое-где в#nbsp;советской научной общественности, было отменено лишь в#nbsp;2012 году, много лет спустя после смерти Лузина.


Сам Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин писал: «Что касается последнего абзаца статьи „Правды“, где мне предъявляются чудовищные обвинения в#nbsp;прислуживании нынешним хозяевам фашизированной науки, то я#nbsp;с#nbsp;полным сознанием своей политической ответственности, как учёного с#nbsp;мировым именем и#nbsp;гражданина Союза, заявляю, что редакция „Правды“ была сознательно введена в#nbsp;заблуждение людьми, заявившими ей#nbsp;об#nbsp;этом. Это опровергается всей моей жизнью и#nbsp;деятельностью, как учёного и#nbsp;как человека. Я#nbsp;не#nbsp;нахожу слов, способных выразить всю глубину моего негодования по#nbsp;поводу предъявления мне обвинения в#nbsp;„прислуживании хозяевам фашизированной науки“. При всех моих ошибках и#nbsp;заблуждениях я#nbsp;никогда не#nbsp;испытывал иного чувства, как чувство мерзостного отвращения к#nbsp;разрушителям науки, служению которой я#nbsp;посвятил всю свою творческую жизнь.»


Наука для Лузина была главным содержанием жизни и#nbsp;этому#nbsp;же отношению к#nbsp;науке, как к#nbsp;самому главному, чему должны быть отданы силы, он#nbsp;учил и#nbsp;своих учеников. Он#nbsp;настойчиво внушал им, что занятие наукой есть тяжелое дело. Сам он#nbsp;не#nbsp;мог работать «по#nbsp;часам». Научная идея полностью овладевала им, и#nbsp;это сказывалось на#nbsp;его поведении.


Лузин умел увлечь молодежь, зажечь её#nbsp;идеей научного подвига и#nbsp;привить ей#nbsp;веру в#nbsp;собственные силы. Образовалась дружная семья молодежи, охваченной горячим интересом к#nbsp;разработке научных вопросов. Это сплоченное товарищество начинающих учёных получило среди студентов название «Лузитания».

Начиная с#nbsp;1930#nbsp;г., сам Лузин уже мало преподавал, но#nbsp;всегда интересовался вопросами преподавания, много времени уделял написанию учебников. Особое место в#nbsp;творчестве Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина занимало создание учебника по#nbsp;дифференциальному и#nbsp;интегральному исчислению. Над ним он#nbsp;работал много лет, неоднократно переиздавая дополненный и#nbsp;переработанный вариант. В#nbsp;общей сложности осуществил 17 изданий учебника, начав работу в#nbsp;качестве соавтора издания на#nbsp;русском перевода учебника французского математика Грэнвиля, а#nbsp;в#nbsp;результате создав полностью оригинальный труд, который был выдающимся явлением в#nbsp;соответствующей ветви учебной литературы по#nbsp;математике для высших учебных заведений.

Клеймо врага в#nbsp;советской маске сильно осложнило последние четырнадцать лет жизни Лузина. Он#nbsp;оказался без работы и#nbsp;без средств к#nbsp;существованию. Однако в#nbsp;1939#nbsp;г.#nbsp;Виктор Сергеевич Кулебакин принял Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина на#nbsp;работу в#nbsp;Институт автоматики и#nbsp;телемеханики#nbsp;АН СССР (ныне Институт проблем управления им.#nbsp;В.#nbsp;А.#nbsp;Трапезникова РАН).

Лузин был человеком разносторонних интересов, интересовался историей, любил и#nbsp;хорошо знал русскую литературу, интересовался архитектурой и#nbsp;живописью.

В#nbsp;математике есть много именных результатов и#nbsp;понятий, связанных с#nbsp;именем Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузина: Пространство Лузина, Теорема Лузина (и#nbsp;не#nbsp;одна), теоремы отделимости Лузина, теорема Суслина#nbsp;— Лузина о#nbsp;существовании борелевского множества на#nbsp;плоскости с#nbsp;неборелевской проекцией, теорема Лузина о#nbsp;категории множества точек абсолютной сходимости тригонометрических рядов, теорема Данжуа#nbsp;— Лузина, теорема единственности Лузина#nbsp;— Привалова в#nbsp;теории функций комплексного переменного, и#nbsp;многие другие. Регулярно появляются новые обобщения этих результатов.
В#nbsp;1945 году он#nbsp;был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Скончался Н.#nbsp;Н.#nbsp;Лузин 28#nbsp;февраля 1950 года от#nbsp;сердечного припадка. Похоронен на#nbsp;Введенском кладбище в#nbsp;Москве. Именем Николая Николаевича Лузина назван ударный кратер на#nbsp;Марсе#nbsp;— кратер Лузина.

Рассказывают, что …

* 27#nbsp;июня 1936#nbsp;г.#nbsp;в газете «Известия» была опубликована заметка Н. Лузина «Приятное разочарование», в#nbsp;которой он#nbsp;делился своими впечатлениями от#nbsp;посещения уроков математики в#nbsp;16#nbsp;— ой#nbsp;школе г.#nbsp;Москвы. Он#nbsp;писал: «Я#nbsp;не#nbsp;мог найти в#nbsp;классе слабых. Державшие испытания отличались только тем, что отвечали или более медленно, или более быстро, но#nbsp;всегда хорошо. На#nbsp;этот раз я#nbsp;нашёл именно то#nbsp;глубокое понимание математики, на#nbsp;отсутствие которого мне так часто жаловались».

В июле 1936#nbsp;г.#nbsp;в газете «Правда» появилась статья директора этой школы Г.#nbsp;И.#nbsp;Шуляпина, в#nbsp;которой этот «смелый» и#nbsp;«принципиальный» директор выговаривал всемирно известному учёному: «Академик Лузин, очевидно, забыл, что пришёл он#nbsp;в#nbsp;советскую школу, к#nbsp;советским педагогам, т.#nbsp;е. к#nbsp;людям, желающим творческой критики своей работы, ищущим в#nbsp;этой критике помощь! Нам не#nbsp;нужно неискренних восторгов#nbsp;— они ничему не#nbsp;учат, ничем не#nbsp;помогают. Больше того, вызывают чувство недоверия к#nbsp;автору заметки „Приятное разочарование“. А#nbsp;действительно#nbsp;ли вы#nbsp;были „приятно“ разочарованы, академик Лузин? Не#nbsp;было#nbsp;ли вашей целью замазать наши недостатки и#nbsp;этим самым нанести нашей школе вред?»

июля в#nbsp;«Правде» появилась редакционная статья «О#nbsp;врагах в#nbsp;советской маске», где говорилось: «Ближайшее рассмотрение деятельности этого академика за#nbsp;все последние годы показывает, что нарочитые восторги, источаемые Н. Лузиным по#nbsp;адресу наших школьников, далеко не#nbsp;случайны. Они являют собой лишь одно звено длинной цепи искусной и#nbsp;весьма поучительной по#nbsp;своим методам маскировки врага … Академик Лузин мог#nbsp;бы стать честным советским учёным, каких из#nbsp;старого поколения много. Он#nbsp;не#nbsp;захотел этого; он, Лузин, остался врагом, рассчитывающим на#nbsp;силу социальной мимикрии, на#nbsp;непроницательность маски, им#nbsp;на#nbsp;себя напяленной. Не#nbsp;выйдет, господин Лузин!»

Разворачивалась компания политической травли Лузина.

6#nbsp;июля 1936#nbsp;г.#nbsp;с большим письмом в#nbsp;защиту Н. Лузина к#nbsp;Председателю СНК СССР В.#nbsp;М.#nbsp;Молотову обратился П.#nbsp;Л.#nbsp;Капица. Он#nbsp;в#nbsp;частности, писал: «Я#nbsp;не#nbsp;хочу защищать моральных качеств Лузина; возможно, он#nbsp;трус, льстец, даже грубый льстец, неискренен и#nbsp;пр.#nbsp;Но нет сомнения, что он#nbsp;наш крупнейший математик, один из#nbsp;четырёх самых лучших наших математиков, его вклад в#nbsp;мировую науку признаётся всеми математиками как у#nbsp;нас, так и#nbsp;за#nbsp;границей. К#nbsp;тому#nbsp;же он#nbsp;сделал больше, чем кто#nbsp;— либо другой из#nbsp;наших математиков, чтобы собрать и#nbsp;воспитать ту#nbsp;плеяду молодых советских математиков, которую мы#nbsp;сейчас имеем в#nbsp;Союзе». Письмо было возвращено с#nbsp;резолюцией: «За#nbsp;ненадобностью вернуть гр#nbsp;— ну#nbsp;Капице. В. Молотов». После яростной компании против Лузина в#nbsp;печати и#nbsp;на#nbsp;собраниях в#nbsp;институтах, университетах и#nbsp;Академии наук он#nbsp;был изгнан из#nbsp;ряда научных советов, но#nbsp;остался на#nbsp;свободе. Арестовать его всё#nbsp;— таки не#nbsp;решились. Травля была внезапно прекращена.

* Можно признать двуличие Лузина в#nbsp;решении не#nbsp;голосовать за П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова на#nbsp;академических выборах вопреки личному письму к А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогорову о#nbsp;поддержке П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова. После провала П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова на#nbsp;выборах в#nbsp;академики в#nbsp;1946#nbsp;г.#nbsp;А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогоров дал публичную пощечину Лузину, который был на#nbsp;двадцать лет старше А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогорова, который был учителем А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогорова, с#nbsp;которого не#nbsp;были сняты политические обвинения, навешанные при участии П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова и А.#nbsp;Н.#nbsp;Колмогорова.

* Выдающийся польский математик В. Серпинский 30#nbsp;июля 1936#nbsp;г заявил: «Я#nbsp;придерживаюсь того мнения и#nbsp;того#nbsp;же мнения мои польские коллеги, что присутствие господ Александрова, Хинчина, Колмогорова, Шнирельмана, которые самым нечестным образом выступили против своего бывшего учителя и#nbsp;ложно обвинили его,#nbsp;— нельзя терпеть ни#nbsp;в#nbsp;каком собрании честных людей».

* 5#nbsp;августа 1936#nbsp;г.#nbsp;Лебег, великий французский математик, автор «интеграла Лебега», без которого нет современной математики, написал в#nbsp;состоянии крайнего гнева и#nbsp;возмущения: «…нападки на#nbsp;Лузина с#nbsp;целью его изгнания и#nbsp;освобождения места для Александрова начались не#nbsp;вчера. Вы#nbsp;увидите там, что меня уже приписали к#nbsp;этому, противопоставляя „мою“ науку, буржуазную и#nbsp;бесполезную, analysis situs [топологии], пролетарской и#nbsp;полезной науке. Потому что первая была наукой Лузина, а#nbsp;вторая#nbsp;— наукой Александрова».

* Ученик А, Н. Колмогорова В.#nbsp;М.#nbsp;Тихомиров приводит переписку Лузина с#nbsp;Колмогоровым о#nbsp;выборах П.#nbsp;С.#nbsp;Александрова. Осенью 1945#nbsp;г.#nbsp;Лузин пишет Колмогорову: «Теперь о#nbsp;другом: приближается время выборов в#nbsp;Академию. Было#nbsp;бы абсолютной несправедливостью, если#nbsp;бы они протекали без Павла Сергеевича. Его работы, отзвуки которых всюду в#nbsp;мировой литературе, его прекрасные зрелые годы#nbsp;— полнота зрелости#nbsp;— разума#nbsp;— и#nbsp;он#nbsp;сам, интереснейший муж,#nbsp;— всё это заставляет видеть в#nbsp;нём достойного кандидата, польза активности которого для Академии неоценима».
В#nbsp;ответном письме от#nbsp;7#nbsp;октября 1945#nbsp;г.#nbsp;Колмогоров пишет Лузину: «Так как я#nbsp;уже ряд лет занят тем, чтобы различные случайные и#nbsp;превходящие обстоятельства не#nbsp;помешали#nbsp;бы ещё раз вполне справедливому, на#nbsp;мой взгляд, избранию Павла Сергеевича, то#nbsp;я#nbsp;действительно очень ценю Вашу готовность тогда, когда это действительно оказывается нужным, поддержать необходимые для успеха действия».

Окончание доступно по#nbsp;ссылке.
2024-01-03 12:00