Фото: muzeemania.ru
Николай Николаевич Лузин, внук крепостного, родился 10 декабря 1883 года в Томске в семье торгового служащего, происходившего из рода крепостных крестьян. Мать происходила от крестьянствовавших забайкальских бурят и была женщина болезненная, что отразилось на здоровье сына. Родители обеспечили ему хорошее домашнее воспитание и образование в соответствии с традициями своего сословия.
Учился он сначала в частной школе, а потом в губернской гимназии. Николай отличался большой пытливостью и живым воображением. В старших классах гимназии очень много читал, увлекался Жюль Верном, книгами по философии. Математику же он недолюбливал до окончания гимназии, так как совершенно не обладал механической памятью и не мог запомнить наизусть доказательства. Лишь занятия с репетитором, студентом Томского политехнического института, раскрыли перед ним математику как систему рассуждений.
После окончания Н. Н. Лузиным гимназии в 1901 году отец продал своё дело и семья переехала в Москву, чтобы он продолжил образование. Понятно, что Лузин не собирался быть математиком. Он хотел стать инженером и для этого решил основательно изучить математику. С этой целью он в 1901 г. поступает на физико-математический факультет Московского университета.
В Президиум Академии наук
ак. Н. Н. Лузин
З А Я В Л Е Н И Е
ак. Лузин
Постановление Президиума, где отмечалось, что Лузину принадлежит, быть может, первое место среди врагов советской науки и советской страны, что лузинщина ещё гнездится кое-где в советской научной общественности, было отменено лишь в 2012 году, много лет спустя после смерти Лузина.
Сам Н. Н. Лузин писал: «Что касается последнего абзаца статьи „Правды“, где мне предъявляются чудовищные обвинения в прислуживании нынешним хозяевам фашизированной науки, то я с полным сознанием своей политической ответственности, как учёного с мировым именем и гражданина Союза, заявляю, что редакция „Правды“ была сознательно введена в заблуждение людьми, заявившими ей об этом. Это опровергается всей моей жизнью и деятельностью, как учёного и как человека. Я не нахожу слов, способных выразить всю глубину моего негодования по поводу предъявления мне обвинения в „прислуживании хозяевам фашизированной науки“. При всех моих ошибках и заблуждениях я никогда не испытывал иного чувства, как чувство мерзостного отвращения к разрушителям науки, служению которой я посвятил всю свою творческую жизнь.»
Наука для Лузина была главным содержанием жизни и этому же отношению к науке, как к самому главному, чему должны быть отданы силы, он учил и своих учеников. Он настойчиво внушал им, что занятие наукой есть тяжелое дело. Сам он не мог работать «по часам». Научная идея полностью овладевала им, и это сказывалось на его поведении.
Лузин умел увлечь молодежь, зажечь её идеей научного подвига и привить ей веру в собственные силы. Образовалась дружная семья молодежи, охваченной горячим интересом к разработке научных вопросов. Это сплоченное товарищество начинающих учёных получило среди студентов название «Лузитания».