Фото: Алиса Черкасова
В день рождения Николая Лобачевского в Казанском федеральном университете состоялись XIV Открытая Поволжская математическая олимпиада студентов и IX Конкурс-конференция на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век», приуроченные к 230-летию со дня рождения выдающегося математика, учившегося и работавшего в Казанском университете.
В четырехчасовой олимпиаде, которая проходила в смешанном формате, приняли участие 39 команд из 20 вузов России, в том числе из КФУ, МГУ, СПбГУ, КНИИТУ-КАИ, Южного федерального университета, Нижегородского государственного университета, Московского авиационного института, Южно-Уральского государственного университета, Томского государственного университета, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургского горного университета.
В решении математических задач состязался 181 студент российских вузов.
«Олимпиада с 2020 года проходит в смешанном формате. В этом году в ней дистанционно участвуют 108 студентов, очно - 73. Мы впервые будем отдельно определять победителей очной олимпиады и победителей онлайн-олимпиады, так как те, кто выполняет задания дистанционно, имеют возможность друг с другом совещаться. У остальных такой возможности нет. В команду могут входить до 7 человек. У команд, участвующих в олимпиаде очно, полученные участниками баллы суммируются, но в зачет идут только лучшие пять результатов. Команды, которые участвуют онлайн, вместе решают все задачи и, соответственно, представляют командный результат», —рассказаладоцент кафедры общей математики Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского КФУ, член жюри и составитель задач олимпиады Валентина Сочнева.
Она добавила, что КФУ ежегодно отмечает день рождения Николая Ивановича Лобачевского целой серией мероприятий.
«Я считаю, что 1 декабря необходимо сделать всероссийским днем математики, поскольку Лобачевский — самый известный российский математик. Ведь отмечаем же мы 6 июня, в день рождения Пушкина, День русского языка», — заметила В.Сочнева.
Участникам олимпиады необходимо было решить 11 олимпиадных задач, причем последняя была на знание геометрии Н.Лобачевского. Она звучала так: «Докажите, что на плоскости Лобачевского вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр, меньше 90 градусов».
С этим заданием справились не все, так как не все изучали геометрию Лобачевского. Среди участников очной олимпиады было немало первокурсников, пришедших проверить свои знания.
«Я учусь на 1 курсе КНИИТУ-КАИ. В Открытой Поволжской математической олимпиаде студентов решил поучаствовать, чтобы испытать себя. Задачи, на мой взгляд, были достаточно сложные, но интересные. Я не все решил. Думаю, что в следующем году буду снова участвовать в этой олимпиаде и мои результаты будут гораздо лучше», — поделился Ильнур Кашапов.
В смешанном формате проходил и финал IX Конкурса-конференции на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век», участниками которого стали студенты из Казани, Арзамаса, Оренбурга, Сыктывкара, Йошкар-Олы, Ульяновска, Челябинска, Красноярска.
Открывая мероприятие, заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского КФУ Лилиана Шакирова отметила, что в финале конкурса-конференции, стартовавшего в октябре, участвуют студенты — будущие учителя математики и информатики. Организаторами мероприятия являются Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа и Институт математики и механики им. Лобачевского КФУ.
«Конкурс проводился по шести номинациям. Участники номинации „Лучшая поисково-исследовательская работа“ изучали педагогическое наследие великого ученого и то, какое отражение его идеи находят в современной педагогике. Свое отношение к историческому наследию и личности Лобачевского представили участники номинации „Лучшее эссе“. В номинации „Лучшая научно-исследовательская работа“ в этом году можно было продемонстрировать оригинальные результаты исследований не только в области математики, но и в области методических проблем обучения математике в школе. Будущие учителя математики и информатики разрабатывали сценарии уроков и внеклассных мероприятий с историческими экскурсами и презентовали свои проекты в номинациях „Лучшая методическая разработка“ и „Лучшая онлайн-разработка“. В номинации „Лучшая прикладная работа“ студенты представили проекты с практическими разработками решения инженерных проблем», — проинформировала Л.Шакирова.
По итогам выступлений лучшие проекты участников конкурса-конференции были отмечены дипломами I, II и III степени в каждой номинации.