Новости НОМЦ ПФО

Профессор ИММ о воспитании патриотизма на уроках математики

Тема фестиваля в этом году имеет гражданско-патриотическую направленность — «Отечество про». Это диалог о Родине, ее истории, праве, культуре, экономике, семейных ценностях, традициях. Ключевая концепция фестиваля — говорить о патриотизме и воспитании смело.

Институт математики и механики им. Н. И. Лобачевского КФУ и Научно-образовательный математический центра ПФО на фестивале представляла зав. кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, руководитель лаборатории пропаганды математических знаний и математического образования математического центра Лилиана Рафиковна Шакирова.

На мастер-классе участникам были представлены возможности: патриотического воспитания школьников на уроках математики при решении краеведческих математических задач; организации проектной деятельности школьников по разработке и решению математических задач с краеведческим, историческим, культурологическим содержанием; объективного оценивания проектов школьников.


В интерактивном режиме обсуждались возможности воспитания патриотических чувств школьников в арсенале учителя математики: через использование историко-математического материала; проведение нестандартных тематических уроков; решение математических задач прикладного характера и идейной направленности; внеклассную работу.

Рассмотрены математические задачи, способные вызвать чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Например, задача, результат решения которой взволнует каждого: «Великая Отечественная война шла 4 года. 1418 дней. 27 000 000 погибших. 14 человек каждую минуту. Каждый погибший — это чей-то отец, сын, брат, мать, сестра… Если каждому погибшему поставить по 1 минуте молчания, то население Земли замолчало бы… (на 51,4 года)

Рассмотрены возможности использования в математическом образовании исторических и биографических фактов из жизни ученых-математиков, которые могут внести существенную лепту в привитие учащимся правил поведения и норм взаимоотношений. Так, жизнь и творческая биография Н. И. Лобачевского, С. В. Ковалевской, П. Л. Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине.

Далее ведущая познакомила участников мастер-класса с ежегодно организуемым ею с 2017 года Конкурсом краеведческих математических задач для школьников (сайт https://kpfu.ru/mathcenter/shkolnikam/konkurs-kraevedcheskih-zadach-96 413). Основная цель конкурса — воспитание патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к ее историческому и культурному наследию в процессе разработки и решения математических задач. Представлены условия конкурса, требования к оформлению проектов, примеры работ участников конкурсов последних лет, опубликованных в сборниках.

Далее участникам предложено помочь решить проблему учителя по индивидуальной организации работы с учеником для участия в конкурсе. Для этого учителя в микрогруппах разрабатывали и защищали инструкцию для ученика.

Главная проблема организаторов конкурса — внимательное редактирование присланных работ и объективное их оценивание. Для решения данной проблемы необходима выработка единых критериев для оценивания задач. Второе задание участникам мастер-класса предусматривало выработку ряда критериев и системы оценивания задач и их представления.

Мастер-класс собрал участников из разных городов и районов Республики Татарстан, Удмуртии, Республики Коми, Казахстана. Самым активным участникам мастер-класса были вручены сборники математических задач, опубликованные по результатам конкурсов прошлых лет.


В завершении мероприятия участники выразили благодарность за практические задачи, пополняющие копилку учителя, и поделились своими впечатлениями о мастер-классе, приведем выдержки из них: «Актуальная информация, практическая значимость, соответствие заявленной тематике; благодарю за интересную беседу!» (Кулигина Е.С., Удмуртия), «Хочется весь материал применить на практике» (Климова Е.Г., Мамадышский район РТ «Актуально, современно, полезно, познавательно, увлекательно, очень интересно» (Аркатова А.А., Наб. Челны), «Выражаем благодарность модератору за интересный и полезный мастер-класс, за ценный опыт!» (Ганеева Л.Р., Елабуга), «Практикоориентированная, теплая, дружеская атмосфера; актуальность; доступность изложения материала» (Шайдуллова Л.Р., Казань), «Я узнала, как правильно формулировать условие задач, требования к проекту. Думаю, мы с моими учениками будем участвовать в конкурсе. Мастер-класс прошел увлекательно, мы и сами участвовали в обсуждении, работали в группах» (Тимергалиева Г. Ф., Сабинский район РТ), «Спасибо за благоприятную теплую и творческую атмосферу!» (Токарева Е.Г., Нурлатский район РТ), «Спасибо за полезный, полный материал, будем применять в своей работе!» (Малкова Е.С., Елабуга), «Живое интересное выступление, нужный материал для работы, хороший подбор материала» (Михайлова В.И., Республика КОМИ), «Доступность и актуальность информации; системность подхода; обмен опытом и возможность оценки результатов» (Зиновьева П.А., Наб. Черны).

Источник информации: проф. Шакирова Л.Р.