RIA Novosti archive, image #858 309 / Alexandr Kryazhev / CC-BY-SA 3.0 / Wikimedia Commons
Повысить уровень научной грамотности населения помогает популяризация. При этом заинтересовать человека в таких отраслях, как медицина, информационные технологии и робототехника, обычно не составляет труда. О том, как обстоит дело с популяризацией математики — науки, которая на первый взгляд кажется слишком абстрактной и далекой от реальной жизни, — нам рассказал Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова РАН, создатель проекта «Математические этюды» и лауреат премии Лилавати 2022 года за выдающийся вклад в популяризацию математики.
— Николай Николаевич, позвольте поздравить вас с получением премии Лилавати. Расскажите об этой награде. Почему она так названа, как часто вручается и кому?
— Одни из самых уважаемых в мировом математическом сообществе наград — это премии Международного математического союза. Самая известная и самая престижная из них — это медаль и премия Филдса, которую вручают раз в четыре года на церемонии открытия Международного конгресса математиков. Филдсовскую премию вручают начиная с 1936 года, а в последние годы появилось еще несколько наград, в том числе премия Лилавати за выдающийся вклад в популяризацию математики. И раз ее учредили, значит, все мировое сообщество понимает и признает, что это направление очень важно.
Лилавати — это женское имя, довольно уважаемое в Индии. Дело в том, что в XII веке индийский математик Бхаскара II написал труд «Сиддханта-широмани» («Венец учения»), состоящий из четырех частей. Этот трактат на многие века стал главным учебником по математике в странах Азии. По легенде, у Бхаскары была дочь Лилавати, в честь которой он назвал первую часть своего труда, где рассматривает различные арифметические задачи.
В 2010 году Международный конгресс математиков проходил в Индии, и ее представители предложили учредить премию Лилавати. Сначала инициатива поступает от локального организационного комитета Конгресса, а затем, если премия оказывается удачной, она становится премией Международного математического союза. Например, в этом году Международный конгресс математиков должен был проходить в Санкт-Петербурге, и в качестве новой премии была предложена, а затем и вручена медаль имени Ольги Ладыженской за успехи в математической физике.
— А когда вы поняли, что хотите заниматься математикой, и чем вас привлекла эта наука?
— В школьные годы меня больше привлекали инженерные специальности, но, наверное, все изменилось, когда я побывал в главном здании МГУ имени М. В. Ломоносова. Я был весьма впечатлен им и впоследствии поступил на механико-математический факультет МГУ. Далее мне посчастливилось попасть к хорошему научному руководителю, отчасти благодаря которому я понял, что буду продолжать свою работу в этом направлении. Но также значительную роль сыграло то, что в детстве в моем доме были научно-популярные книжки по математике.
— Как давно вы занимаетесь популяризацией математики?
— После окончания мехмата и аспирантуры в МГУ я начал работу в Математическом институте имени В. А. Стеклова РАН. В какой-то момент я понял, что ту математическую задачу, которой я занимаюсь, можно попробовать представить в научно-популярном ключе с помощью трехмерной графики. Мы с коллегами создали два фильма, которые на момент выхода — в 2002 году — произвели большое впечатление как на математическое сообщество, так и на сообщество учителей и школьников. Нужно сказать, что в то время трехмерная графика сама по себе была привлекающей, и мы продолжили создание фильмов. Выяснилось, что у нас получается очень даже неплохо и результат оказывается востребованным. Так начался проект «Математические этюды». Поскольку научное сообщество в целом и наш институт в частности считают популяризацию важной деятельностью, в 2010 году была создана лаборатория популяризации и пропаганды математики.
— Какие методы популяризации вы считаете наиболее эффективными?
— Нельзя сказать однозначно. Все зависит от того, кто и как это делает. Один из способов, который близок лично мне, — попробовать заинтересовать аудиторию, показав, где в своей жизни обычный человек встречается с математикой. Ведь если сказать человеку, зачем нужна математика, ему будет гораздо интереснее учить какие-то теоретические вещи. И это очень мощный метод популяризации.
— Трудно ли найти такие практически вещи, например, в сложных теоремах?
— В теоремах практические вещи и не нужно искать. Очень просто найти проявление математики вокруг нас, потому что так или иначе она всюду. Вопрос только в том, удастся ли ученому объяснить ее проявления понятным языком. На самом деле, опыт показывает, что излагать математику без формул очень сложно. Все обычно боятся формул, но это, наоборот, помогает более ясно и четко, чем просто словами, представить какое-то явление. Поэтому найти сюжет несложно, а вот понятно изложить его — действительно своего рода искусство.
— Как оценить, возрастает ли у аудитории интерес к науке?
— Лично для меня, если говорить, например, о лекциях, один из показателей — видеть, как у человека в процессе моего рассказа меняется отношение к математике. Я часто выступаю перед большими аудиториями, в том числе перед школьниками. И бывает, что некий школьник, который в начале лекции сидел на заднем ряду и явно демонстрировал отсутствие какого-либо интереса, к концу с большим удовольствием участвует в обсуждении. Это довольно яркий показатель.
— Расскажите подробнее о развитии проекта «Математические этюды».
— Как я уже упоминал, все началось с двух фильмов, созданных в 2002 году. С тех пор проект значительно расширился. Например, в нем появился раздел «Модели» — это онлайн-энциклопедия, в которой мы собираем все идеи, которые есть в мире, в том числе те, которые придумали мы сами, на тему того, как можно представить математику в виде наглядных моделей. Это очень важное направление, поскольку человек, подержав в руках какую-то модель и поработав с ней, на всю жизнь запоминает факты или явления, демонстрируемые с ее помощью. Довольно сложно найти сюжет, который может быть представлен в виде модели, поскольку математика — достаточно абстрактная наука. У нас есть проект «Математическая модель — в школу!», в рамках которого школьники сами или с семьей создают математические модели и дарят их школе. А мы в подарок посылаем книгу «Математическая составляющая». С помощью этого проекта мы надеемся стимулировать появление наглядных пособий в пока пустующих кабинетах математики.
— Замечательный проект! А как рождаются идеи новых сюжетов для видеороликов?
— В этом сильно помогают старшие товарищи по институту, которые, приходя к нам в лабораторию, часто обсуждают какие-то математические вопросы. Периодически именно из этих обсуждений рождаются идеи для новых сюжетов.
— Другой ваш проект посвящен механизмам Пафнутия Львовича Чебышева. Расскажите, насколько в целом россияне осведомлены о знаменитых математиках и насколько актуален проект?
— Проект актуален по двум причинам. Первая заключается в том, что он позволяет рассказать о наследии Чебышева — великого математика и основателя петербургской математической школы. При этом даже среди математиков мало кто знал о том, какие механизмы он создал и насколько они были сложными. А ведь именно с работы по созданию механизмов началась теория приближения функций — большая, важная и практически применимая математическая тематика. Вторая важная идея проекта — это, конечно, популяризация математики. Например, я не встречал людей, которых бы не заинтересовал принцип работы стопоходящей машины Чебышева. Поэтому подобные фильмы о механизмах хорошо делают свое дело.
— Сложнее ли вызвать у людей интерес к точным наукам, чем, например, к гуманитарным или естественным?
— Начнем с того, что точная наука всего одна — это математика. В смысле популяризации она стоит несколько в стороне от других наук, потому что представителям естественных наук, например физикам или химикам, гораздо проще показать опыт, который сразу вызывает интерес. Математикам сложнее: приходится либо пытаться заинтересовать аудиторию просто красотой идеи, либо придумывать какие-то модели и фильмы.
— На ваш взгляд, по сравнению с другими странами в России общество более заинтересовано в получении новых знаний?
— Не готов сравнивать, но, с моей точки зрения, очень сильно отличается стиль популяризации. За границей обычно показывают какие-то фокусы и зачастую просто говорят, что за этим стоит математика, а в России традиция заключается в том, что если тебе удалось привлечь внимание аудитории, то нужно ее еще чему-то научить и объяснить суть процесса или явления.