В настоящее время на кафедре развиваются четыре направления по алгебре. Опишем каждое из них. Алгебры Хопфа, их действия и кодействия на ассоциативных алгебрах изучает С.М. Скрябин. В его работах был получен ряд фундаментальных результатов о проективности и плоскостности алгебры Хопфа как модуля над подалгебрами Хопфа. Разработана теория, обобщающая категорные эквивалентности, связанные с категориями квазикогерентных пучков на однородном пространстве, в духе некоммутативной алгебраической геометрии.
Теорию операд и их приложения изучал С.Н. Тронин — ученик И.И. Сахаева. С.Н. Тронин под руководством И.И. Сахаева в 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию «О ретракциях свободных алгебр и модулей», где в качестве приложения развитых общих методов изучения ретракций свободных алгебр было показано, что любой ретракт алгебры многочленов над совершенным полем, имеющий размерность Крулля, равную двум, изоморфен кольцу многочленов от двух переменных. Этот результат не улучшен до сих пор. В 1990-х гг. С.Н. Тронин получил ряд результатов в разных разделах алгебры. В частности, им была найдена конструкция категорий частных, являющаяся обобщением колец частных Герасимова и Малколмсона. С конца 1990-х гг. С.Н. Тронин занялся исследованиями в области теории операд. Предложенный им подход основывается на более общем определении самого понятия операды, причем обобщение состоит в том, что вместо действия симметрических групп (что используется в абсолютном большинстве других исследований) берется действие морфизмов особых категорий, названных автором вербальными. По результатам этих исследований в 2011 г. С.Н. Трониным была защищена докторская диссертация на тему «Операдные и категорные методы в теории многообразий универсальных алгебр».
Основателем научного направления «Теория колец и модулей» на кафедре алгебры и математической логики является И.И. Сахаев. В настоящее время исследования по этому направлению проводят профессор А.Н. Абызов и его ученик Д.Т. Тапкин. Как было отмечено выше, И.И. Сахаевым был получен ряд фундаментальных результатов о плоских модулях. Также И.И. Сахаев инициировал изучение слабо регулярных модулей; по этой теме учениками И.И. Сахаева защищены две кандидатские диссертации. Одной из основных проблем, связанных со слабо регулярными модулями, является поставленная И.И. Сахаевым задача об описании колец, над которыми каждый модуль является слабо регулярным. Эта проблема решена А.Н. Абызовым. В настоящее время А.Н. Абызов со своими зарубежными коллегами проводит исследования по актуальным проблемам, связанным с модулями, близкими к проективным и инъективным. В совместных работах А.Н. Абызова и Д.Т. Тапкина изучены различные теоретико-кольцевые свойства колец формальных матриц и проблема изоморфизма для них. Одной из классической проблем современной алгебры является гомологическая классификация колец, т.е. изучение связей между свойствами колец и свойствами категорий модулей над ними. Аналогичной задачей в рамках теории полуколец и полумодулей совместно с зарубежными математиками занимается доцент кафедры алгебры и математической логики С.Н. Ильин. Им получен ряд результатов, характеризующих различные классы полуколец свойствами инъективных, проективных, плоских и т. п. полумодулей над ними. Эти результаты легли в основу защищенной С.Н. Ильиным докторской диссертации.
Со второй половине 1970-х годов на кафедре проводятся исследования по математической логике. Хотя еще в дореволюционном Казанском университете выполнялись работы, проблематика которых относилась к математической логике (П.С. Порецкий, Н.А. Васильев, Н.Н. Парфентьев; первый в России курс лекций по математической логике также читался в Казанском университете профессором П.С. Порецким), устойчивой традиции в этой области исследований в нашем университете не было. Можно говорить о косвенной преемственности при формировании школы математической логики в Казанском университете в 1970-е годы. Источником этой преемственности служил прежде всего профессор В.В. Морозов (1910–1975), разносторонний ученый, обладающий высоким уровнем математической культуры.
Решающую роль в количественном росте и расширении тематики логико-математических исследований в Казанском университете сыграла многолетняя работа логического семинара под руководством М.М. Арсланова, ученика В.В. Морозова. Семинар воспитал целый ряд ученых, ныне работающих в различных областях математической логики в разных городах России и стран СНГ.